| VoIP-операторы «охотятся» за корпоративными клиентами
 Корпоративный сектор привлекает все больше и больше внимания «карточных» операторов. Многие из них выводят на рынок специальные проекты, призванные «поднять» новый пласт клиентов из числа бизнес-пользователей. На рынке существует уже достаточное количество примеров этой тенденции. Так, «Зебра Телеком» продвигает услугу «Корпоративный пин-код», которая предоставляет сотрудникам предприятий цифровой канал связи с корпоративным номером дозвона. При этом имеется возможность «запрограммировать» пин-код с тем, чтобы не вводить его вручную, либо производить авторизацию пользователя с помощью автоматического определителя номера клиента. Происходит дальнейшая интеллектуализация телефонных услуг VoIP и вывод на рынок новых сервисов. Необходимость вводить длинный пин-код  один из недостатков «карточных» IP-сервисов  постепенно уходит в прошлое. Например, в рамках нового проекта компании Tario Communications у абонентов появилась возможность звонить в другой город или страну без набора пин-кода и номера абонента  одним нажатием клавиши телефона1. Кроме того, владельцам карт Tario предоставлены такие сервисы, как персональная настройка тарифов и маршрутизации по показателям цена/качество/факс, заказ соединения двух абонентов в любых точках мира, звонок на другие абонентские устройства по SIP-номерам, регистрация дополнительных пин-кодов для родственников, друзей, сотрудников и другие. «Зебра Телеком», помимо стандартного набора услуг по своим карточкам, предлагает такие сервисы, как международный и внутрироссийский роуминг IP-телефонии, предоставление доступа к информационному, развлекательному и интерактивному контенту, голосовая почта, конференц-связь и финансовые сервисы. Общий тренд, который наблюдается в течение последних лет,  дальнейшее снижение тарифов на услуги дальней связи по технологии VoIP. Так, летом этого года московский оператор сети IP-телефонии TARIO.net, компания «Тарио Трейдинг» объявляла о снижении тарифов на услуги междугородной и международной связи для абонентов тарифного плана «Единый». Стоимость минуты разговора была уменьшена по всем направлениям: в рабочие дни на звонки в российские города произошло снижение тарифов до 50%, в СНГ  до 45%, в Европу  до 32%, в страны Америки, в том числе в США и Канаду,  до 30%, в города Австралии  до 32%. Впрочем, тарифная политика альтернативных операторов во многом определяется действиями национальных операторов  розничные цены «карточных» операторов напрямую зависят от тарифов на оптовый трафик. Например, в связи с увеличением тарифов национальными операторами связи компании «Матрикс Телеком» пришлось весной этого года повысить стоимость звонков в Белоруссию и Грузию. Однако звонки могут быть и вовсе бесплатными (точнее, условно бесплатными). Для этого, например, пользователю новых карточек Tario необходимо иметь доступ к широкополосному интернету и приобрести абонентское VoIP-оборудование с поддержкой протокола SIP или установить специальное программное обеспечение c поддержкой SIP на компьютер. После регистрации абонентских VoIP-терминалов (например, стационарных IP-телефонов Cisco 7960 или беспроводных Wi-Fi IP-телефонов ZyXEL 2000) под внутрисетевым телефонным номером SIP ID все звонки между пользователями таких зарегистрированных устройств будут бесплатными, независимо от места их подключения к интернету. При этом SIP-номер можно переадресовать на любой другой телефонный номер. Очевидно, что рост таких абонентов в России будет сдерживаться, прежде всего, отсутствием массовых широкополосных подключений к интернету. В любом случае, участники «карточного» рынка признают, что потребитель вполне созрел для того, чтобы платить за качество телефонных VoIP-услуг, а не гнаться за самыми дешевыми тарифами. Так, Эдуард Солопов, отметил, что потребители начинают склоняться в сторону качества связи и готовы платить за него  тенденция, которая проявилась еще в прошлом году, но сейчас стала очевидной. Кроме того, по его мнению, снижается популярность карт «одного направления», а узнаваемость бренда напрямую зависит от объема рекламы и количества точек продаж. Итак, основные перспективы развития рынка «карточных» услуг в России связаны со следующими тенденциями: 
	повышение интереса операторов к корпоративному сектору;интеллектуализация «карточных» услуг и развитие новых сервисов;дальнейшее снижение тарифов по основным направлениям;готовность потребителей платить за качество услуг;появление в России зарубежных аналогов «бесплатных» служб (Vonage, Skype и др.), базирующихся на протоколе SIP. Как уже отмечалось, траектория развития рынка предоплаченных VoIP-услуг будет во многом зависеть от действий регулятора. В случае умеренного ужесточения политики по отношению к альтернативным операторам следует ожидать уменьшения игроков на рынке  «на плаву» останутся только самые сильные и успешные компании. Вместе с тем, в случае слишком сильного прессинга со стороны регулирующих структур возможны различные сценарии  вплоть до восстановления монополии «Ростелекома». Ну, и, наконец, карточки и вовсе могут исчезнуть с рынка  кто мешает тому же «Ростелекому» повсеместно в России ввести альтернативный «восьмерке» телефон доступа к услугам VoIP  с оплатой вместе со счетами за местную телефонную связь? Российский рынок IP-телефонии: объем голосового трафика, млрд. мин.* 
 *) 2004 г.  прогноз Источник: CNews Analytics Пока же прогнозы довольно оптимистичны. Если опираться на данные «карточных» операторов, объем рынка IP-телефонии к концу 2004 года возрастет примерно на 4042% по сравнению с прошлым годом. Российский рынок IP-телефонии, $ млн.* 
 *) 2004 г.  прогноз Источник: CNews Analytics Ряд экспертов считает, что в денежном выражении этот рынок вполне может перешагнуть планку в $150 млн. При этом объем голосового трафика, соответственно, увеличится примерно на 4755% и до конца года составит около 3,33,5 млрд. минут. Такие прогнозы основаны на сравнении динамики и результатов развития рынка IP-телефонии в 2002 и 2003 годах и тенденциях этого года, которые, в целом, остались примерно такими же, как и ранее. Ну а популярности IP-телефонии не занимать  уже сам факт, что трафик на протяжении последних трех лет увеличивается ежегодно на 4060%, говорит сам за себя. 
 1 Для этого требуется предварительно заполнить телефонную книжку, в которой каждому номеру абонента соответствует определенный номер телефона доступа, а также внести в АОН системы номера телефонов, с которых планируется совершать звонки. 
 
 Виталий Солонин / CNews Analytics |