| 
| Обзор подготовлен | При поддержке |  
|  |  |  Может ли IP-телефония быть качественной? Самый устойчивый миф относительно IP-телефонии состоит в том, что она не обеспечивает должного уровня качества и надежности, и в глазах многих потребителей выступает как «некачественная дешевая связь». Качество и надежность в сетях VoIP могут быть принципиально любыми. В отличие от сетей традиционной телефонии, качество в которых ограничено «планкой» 4 кГц, верхней границы качества в IP-сетях не существует. Чтобы это правило работало, требуется иметь широкополосный доступ в интернет.
 Качество и надежность в сетях VoIP могут быть принципиально любыми, в отличие от сетей традиционной телефонии, которые ограничены верхней границей качества (спектр телефонной речи, как известно, ограничен сверху частотой 4 кГц). Что касается надежности, то не следует забывать, что интернет изначально разрабатывался по заказу американского правительства, согласно которому эта система коммуникаций должна функционировать даже в условиях выведения из строя до 70% составляющих ее узлов (такое, как предполагалось, вполне могло случиться при ядерной атаке). Новейшая история уже имеет печальный опыт подтверждения живучести глобальной сети  во время крупнейшего в истории США теракта 11 сентября 2001 года из всех телефонов (как мобильных, так и фиксированной связи) работали только IP-телефоны. Вернемся к вопросу о качестве IP-телефонии. Оно, как уже отмечалось, может быть несоизмеримо лучше, чем в классической телефонии. Например, IP-телефоны Cisco поддерживают широкополосный кодек, благодаря которому качество телефонного разговора может быть заметно выше, чем то, которое обеспечивает кодек G.711, используемый в TDM-сетях и занимающий канал 64 кбит/с. Разработкой и совершенствованием кодеков для сжатия речи в телефонных сетях занимается большое число компаний, среди которых наиболее известна Global IP Sound, которая выводит на рынок кодеки, «заточенные» для работы в сетях VoIP и адаптированные к большим потерям IP-пакетов. Качество речи в IP-телефонии по шкале MOS с использованием различных кодеков 
 Источник: Lockheed Martin Global Telecommunications Основных технических параметров, которые характеризуют качество IP-телефонной речи, не так уж и много. Прежде всего, оно в сильной степени определяется самим кодеком (как правило, чем лучше «жмет» кодек, тем хуже качество по шкале MOS); сильно влияют на качество потери IP-пакетов, совокупная задержка, джиттер (вариации задержки во времени, которые принципиально отсутствуют в традиционной телефонии). Для борьбы с последним явлением можно использовать, например, специальный джиттер-буфер, который должен быть достаточно большим, чтобы «перекрыть» практически любую возможную вариацию задержки. В итоге становится возможным компенсировать джиттер и равномерно выдавать пакеты из джиттер-буфера. Однако в этом кроется и существенный недостаток  сам этот алгоритм вносит существенную задержку. Вообще проблема качества в сетях IP-телефонии  комплексная, и у нее существует множество аспектов. Прежде всего, необходимо отслеживать упомянутые выше технические параметры, влияющие на качество речи, и стараться минимизировать их. Кроме того, существуют подходы, основанные на статистических интегральных показателях качества  ASR (отношение успешных попыток установить соединение к их общему числу), среднее время продолжительности разговора. Из этого вытекает возможность организовать динамическую маршрутизацию по показателям качества, которая, в свою очередь, призвана эти показатели улучшать. Наконец, последнее,  это, собственно, обеспечение качества работы самой сети и заключение соглашения о качестве обслуживания (SLA, Service Level Agreement) с другими операторами и мониторинг соблюдения этих соглашений. "Реально операторы сейчас подписывают SLA о том, что, например, надежность подсоединяемой сети не должна быть меньше 99,997,  утверждает Игорь Масленников. Но система должна быть «сквозной», и если оператор заключает соглашение о качестве обслуживания только с одним из операторов, то от этого его жизнь лучше не становится". Действительно, если операторы присоединяемой сети не заключили аналогичные договора со своими партнерами, с которыми стыкуются их сети, но вся эта затея лишается смысла. В то же время, каждый оператор отвечает только за свой участок сети, который находится под его непосредственным контролем. Однако закон о защите прав потребителей никто не отменял, и операторам IP-телефонии приходится как-то выкручиваться под давлением многочисленных регулирующих органов и общественных организаций. Вопрос о нормировании и регулировании качества услуг IP-телефонии имеет два аспекта  наличие норм и механизм обеспечения их выполнения. Эта проблема в IP-сетях, в которых механизмы, разработанные для сетей классической телефонии, не работают, чрезвычайно сложна. Поэтому жизнь рождает новые подходы. Одним из них является реализация QoS (Quality of Service  качество услуг) в заголовках IP-пакетов. При этом, разумеется, инфраструктура IP-сети должна «понимать» значения этих полей и соответствующим образом выстраивать очереди, которые обрабатывают IP-пакеты. Специалисты считают, что маршрутизаторы должны обрабатывать трафик в соответствии с этими битами, но, к сожалению, далеко не все вендоры в этом смысле следуют этим рекомендациям. Виталий Солонин / CNews Analytics 
 Павел Колесников: Перспектив у биллингового ПО для IP-телефонии в России нет Биллинговые системы является необходимым компонентом практически любой архитектуры, включая VoIP. О том, как развивается рынок IP-телефонии в России, CNews.ru рассказал Павел Колесников, директор по развитию «Телекомпродукта».
 CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, события 2003 г. окажут наибольшее влияние на рынок IP-телефонии в 2004 г.? Павел Колесников: В международном масштабе, наиболее значимым событием 2003 года на рынке IP-телефонии стало появление сервиса Skype. Сервис Skype, созданный основателями скандально известной файлообменной сети Kazaa, и эксплуатирующий ту же технологию peer-to-peer, позиционируется его создателями как возможность окончательно похоронить рынок платных услуг телефонной связи, как традиционной, так и VoIP. Полный текст интервью 
 
 |