Бизнес считает мобильные инновации слишком дорогими и сложными

MobileB2B
мобильная версия
, Текст: Антон Труханов
Информационные директора крупных западных компаний признают растущую важность мобильных инноваций в корпоративных сервисах, однако отмечают их высокую стоимость и большую сложность внедрения. Эти два фактора сильно тормозят мобилизацию бизнеса.

Большинство информационных директоров современных крупных компаний признают важность и перспективность мобильных корпоративных приложений и внедрения мобильных инноваций, таких как GPS-функции, геолокационные сервисы, мобильные платежи и QR-коды. Многие также отмечают, что их компании уже увеличили и продолжают увеличивать расходы на мобильные технологии. Большинство опрошенных информационных директоров отмечают целый ряд проблем в сфере внедрения мобильных инноваций. Основные проблемы – непомерно большая стоимость и высокая сложность реализации новомодных мобильных решений.

Об этом говорится в новом отчете компании Mobile Helix, составленном по данным опроса более чем трехсот информационных директоров крупных компаний в США и Британии. Более чем три четверти респондентов (78%) заявили, что в их организациях уже существует корпоративная мобильная стратегия, а 87% опрошенных отметили, что их сотрудники хотят получать более широкий доступ к мобильным версиям целого ряда корпоративных приложений, таких как CRM, ERP, SharePoint и другие. Также 78% информационных директоров заявили, что они уже используют мобильные технологии для увеличения доходов своих компании тем или иным способом.

В то же время 72% топ-менеджеров, участвовавших в опросе, считают, что стоимость внедрения мобильных инноваций, включая GPS, LBS и мобильные платежи, слишком велика по сравнению с ожидаемой отдачей в перспективе как минимум ближайших лет. Еще 68% сказали, что интегрировать данные мобильные инновации в уже существующие рабочие приложения слишком сложно.

На сегодняшний день ИТ-директора компаний наиболее заинтересованы во внедрении таких мобильных инноваций в действующие приложения и сервисы, как возможность защищенного оффлайн-доступа (45%), GPS/определение местоположения (44%), геолокационные услуги (LBS), хранение данных (39%) и мобильные платежи (39%).

Частично проблема с нынешними мобильными технологиями заключается в том, что они воспринимаются как область, отличная от уже существующих инвестиций в ИТ. Из-за этого наблюдается перекос в сторону развертывания тактических мобильных решений. «Принимая во внимание, что сотрудники компаний используют приложения сразу во многих контекстах своей работы, на устройствах от настольных компьютеров и ноутбуков до планшетов и смартфонов, нужно соответствующим образом подходить к созданию приложений», – подчеркнул Мэтт Бенкрофт (Matt Bancroft), президент компании Mobile Helix.

Не менее важно, по мнению Мэтта Бенкрофта, согласие бизнес-лидеров с тем, что пришло время сделать мобильные инновации приоритетом. «Информационные директора и другие топ-менеджеры компаний должны работать в рамках одного стратегического видения. Бизнес-лидеры должны помогать формировать ценность внедрения мобильных возможностей в нынешние сервисы или создания новых полностью мобильно-направленных приложений. Именно CIO должны проложить путь к созданию набора мобильных решений, которые помогают экономить средства и увеличивают рентабельность бизнеса в целом», – считает эксперт.

Отсутствие в корпоративном секторе внутренней экспертизы по мобильности как следствие отсутствия соответствующих инвестиций на фоне высокой востребованности специалистов со стороны производителей ПО, в определенной степени подогрело рынок труда, отметил Сергей Орлик, директор центра корпоративной мобильности «АйТи». «С этой точки зрения себестоимость мобильной разработки представляется более высокой, чем ожидалось. В то же время современные мобильные решения – это не только клиентские мобильные приложения, но и серверная составляющая. Но если мы посмотрим на стоимость разработки распределенных систем, получится тот же самый порядок расходов. Просто ожидания от разработки мобильных решений как чего-то, что требуется в основном клиентской части, оказались хоть и понятными психологически, но далекими от реалий. Корпоративные решения состоят из множества компонентов и мобильные разработки – лишь одно из направлений создания распределенных систем. В то же время мобильные решения чаще всего лишь обеспечивают коммуникации с бэкенд-офисом, с бизнес-приложениями. И нет необходимости заново писать логику бизнес-приложений, если мы не говорим о новых сценариях и процессах работы. Так что часто озвучиваемая высокая стоимость мобильных решений как аргумент «ничего-не-делания» в области мобилизации бизнеса звучит на первый взгляд хоть и убедительно, но в большинстве случаев – необоснованно», – считает Сергей Орлик.

При этом эксперт не согласен с тем, что высокая стоимость и сложность мешают внедрению мобильных инноваций в компаниях. «Причин медленного внедрения мобильных инноваций несколько. Я бы хотел обратить внимание на две. Первая проблема: ИТ-департаменты более полутора десятков лет ориентированы на Windows в качестве базовой платформы клиентских рабочих мест. Широко распространившиеся в потребительской сфере за последние 3 года платформы iOS и Android фактически игнорировались корпоративными ИТ, находящимися в ожидании мобильных решений семейства Windows. Однако, ни смартфоны, ни тем более планшеты на Windows так и не «выстрелили». И ИТ-департаменты, следуя за вендором, оказались не готовы к доминированию новых мобильных платформ, отвечающих потребностям пользователей».

По мнению Сергея Орлика, наверстывать упущенное время всегда сложнее и требует больших усилий. Теперь уже 2015 г. фигурирует в планах как веха, когда новое поколение Windows ответит на вызовы мобильности. ИТ-руководители оказались перед фактом, что необходимо действовать прямо сейчас, пока параллельные «теневые ИТ», используемые сотрудниками, не создали больших проблем. Фактически отложенные инвестиции в поддержку мобильной работы просто оказались сконцентрированы во времени, что создало ощущение дороговизны. «На самом деле стоимость мобильного рабочего места (совокупность аппаратного решения, соответствующего тиражного инфраструктурного и клиентского ПО и сервиса) соизмерима и зачастую даже меньше, чем для обычных ПК», – отметил он.

Вторая проблема – это аналитический паралич, подчеркивает Сергей Орлик. Мобильные решения, как и сами мобильные платформы, являются новыми для корпоративных ИТ. Другие технологии, новые сценарии использования (например, возможность переключения между онлайн и офлайн), новые вопросы информационной безопасности (например, разделение личной и деловой информации), различные категории бизнес-пользователей – каждый со своими желаниями и приоритетами. В то же время продуктов на рынке достаточно много и нет явных лидеров, как в любой, бурно развивающейся области. Не имея опыта «прошлой жизни», компании не то что месяцами, в течение года-полутора не могут принять решение о внедрении того или иного продукта. А время идет, количество отправляемых сотрудниками документов и отчетов в dropbox, на gmail для удобного доступа со своих мобильных устройств растет с каждым днем. И продолжение попыток сохранить статус-кво рамками традиционных ПК на Windows только сжимает то временное окно, в которое необходимо будет поместиться для обеспечения мобильной работы.