Сергей Орлик: Потребность бизнеса в мобильности нельзя игнорировать
Пока многие ИТ-службы корпораций предпочитают не замечать мобильные технологии, относя их только к потребительскому сегменту, факты свидетельствуют об обратном: мобильность уже стала частью корпоративного ИТ-ландшафта. Это проявляется даже на бытовом уровне: согласно исследованиям, толщина портфелей, которые деловые люди покупают в США, за последние несколько лет уменьшилась в два раза в силу того, что вместо папок с распечатанными материалами стало достаточно планшета. О трансформирующем влиянии мобильных технологий на бизнес рассказывает Сергей Орлик, руководитель Центра корпоративной мобильности АйТи.
CNews: Почему сегодня надо говорить о корпоративной мобильности как о специализированном направлении?
Сергей Орлик: Корпоративная мобильность, то, что в английском языке принято назвать enterprise mobility, − это область применения мобильных технологий в современной деловой среде. Сотрудники стали активно использовать в своей повседневной деятельности новые устройства и применять новые сценарии работы, новые средства повышения своей персональной продуктивности. Консьюмеризация ИТ, когда платформы и решения из потребительского сектора проникают в бизнес, не является чем-то отдаленным, что можно обсуждать в сослагательном наклонении. Это факт, с которым необходимо не просто считаться, но использовать для повышения эффективности деятельности предприятия.
Если его игнорировать, возникают теневые ИТ («shadow IT»), не управляемые, не контролируемые ни корпоративными ИТ, ни службой информационной безопасности, со всеми связанными с этим рисками. Пользовательский опыт и сценарии применения, ставшие обычными для мобильных устройств, расширяют спектр требований к корпоративным системам, которые необходимо удовлетворять. В интерфейсе корпоративных систем только в последнее время стали происходить заметные пользователям изменения.
Как ни странно, с точки зрения корпоративного пользователя, в 90-е годы прошлого столетия ИТ-службы чаще являлись носителями инноваций (я сам в начале 90-х был внутрикорпоративным разработчиком в РОСНО, где мы создавали фактически первую в России систему автоматизации добровольного медицинского страхования). Сосредоточившись на процессных и инфраструктурных задачах, связанных с обработкой больших объемов информации и комплексных бизнес-процессов, сегодняшние корпоративные ИТ подзабыли о пользователях и их потребностях. А мобильность важна именно для тех руководителей и сотрудников, которые двигают бизнес вперед, которые общаются со своими заказчиками, которые оперативно принимают решения, для которых прозрачность и скорость доступа к информации напрямую влияет на бизнес-результат.
Мобильность проникает в организации через личные устройства, небольшие закупки для руководителей, по 15-20 штук планшетов. И это незаметно по сравнению со строительством ЦОДа или настройкой ERP-системы. Однако в результате оказывается, что в организациях есть уже многие сотни планшетов, тысячи смартфонов, а служба ИТ их «не видит». ИТ живет своей жизнью, пользователи живут своей жизнью, друг друга не замечают, и все счастливы. ИБ усиливает периметр безопасности, внедряет системы единой идентификации пользователей, а эти же пользователи отправляют документы в Dropbox и «форвардуют» письма на Gmail.
Почему так происходит? Потому что им так удобнее, ведь компании не предоставляют им те решения, которые просты и прозрачны, как потребительские сервисы, особенно мобильные. Мобильность является одной из ключевых и приоритетных потребностей современных информационных работников. Эти факторы и являются причинами специального рассмотрения корпоративной мобильности и на уровне стратегического планирования, и в части оперативного решения вопросов мобилизации, которые являются приоритетом для бизнеса.
CNews: Неужели ИТ и ИБ совсем никак не реагируют на столь очевидную ситуацию?
Сергей Орлик: Начинают реагировать, но по-своему. Ведь как начинается «по уму» типовой процесс автоматизации в средней или крупной организации? Идентифицируются функциональные потребности и бизнес-заказчики, приоритезируются задачи, исходя из доступных внутренних ресурсов, составляется список возможных решений и…, когда речь идет о мобильности, наступает «аналитический паралич». Почему? Потому что мобильность связана с новыми операционными средами, другими возможностями устройств, непривычными решениями, незнакомыми производителями. Эта область оказалась столь динамичной, что преподнесла сюрприз не только корпоративным ИТ, но и традиционным производителям решений для корпоративного сектора. Сегодняшние лидеры в области мобильных решений – это вчерашние стартапы, выросшие до «многосотнемиллионных» бизнесов, в каждом из которых работают тысячи сотрудников.
Решения, предлагаемые этими игроками, в массе своей незнакомы корпоративным ИТ. Ориентация на знакомые бренды уже не является гарантией полноты функционала и технологической зрелости. А так как тема мобильности слишком заметна для высшего менеджмента, являющегося теми же мобильными пользователями, возникает просто параноидальная боязнь ошибиться, и выбор соответствующих систем постоянно откладывается, исследование спектра возможных решений превращается в непрерывный процесс «поиска истины».
CNews: Так что же делать ИТ и ИБ-департаментам? Отказываться от стратегии и регламентов?
Сергей Орлик: Конечно, нет. Это ни в коем случае не означает, что надо отказываться от формирования концепции, актуализации стратегии, приоритезации элементов дорожной карты, описания политик и регламентов. Но пользователи ждать не собираются. Поэтому для сохранения неразрывности периметра и интегрированности ИТ-ландшафта, необходимо удовлетворить наиболее критичные потребности пользователей и обеспечить базовые требования бизнеса. Это означает, что как минимум, необходимо решить следующие вопросы.
Управлять мобильными устройствами хотя бы на базовом уровне конфигурирования (например, подключение в корпоративную беспроводную сеть разрешенных устройств) и обеспечения их безопасного использования (требования к паролям, сертификатам и т.п.). Обеспечить работу с корпоративной электронной почтой с помощью специализированных мобильных клиентов, позволяющих комфортно работать с корпоративной адресной книгой, десятками папок и корпоративными календарями в рамках единой среды. Решить задачу мобильного доступа к корпоративным файловым ресурсам и библиотекам документов. Ориентироваться на единые правила аутентификации пользователей в корпоративных мобильных приложениях за счет интеграции соответствующих решений со службой каталогов Active Directory.
Эти решения самодостаточны и взаимозаменяемы. Их стоимость несоизмерима со стоимостью систем хранения или работ по описанию и модернизации бизнес-процессов. Но они нужны пользователям вчера, а не послезавтра.
Проведу параллель. У вас во время поездки на автомашине на деловую встречу пробило колесо. Что вы будете делать? Оставите машину на обочине без сигнализации и пойдете несколько дней или недель заниматься шопингом по автомагазинам, выбирая новое колесо, а вечерами почитывая обзоры новых моделей резины? Или поставите запаску (или даже «докатку») и приедете на запланированную встречу вовремя? Так и с мобильностью. Мобильность – это инструмент. Но инструмент критически важный для корпоративного пользователя. Если сегодня проигнорировать эту потребность, завтра на нее ответит уже ваш преемник.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3570