Мобилизация бизнеса продолжается: смартфоны или планшеты?
Говоря о проникновении мобильных технологий в бизнес, мы привыкли объединять все категории устройств, рассматривая их в целом. Однако по мере роста количества пользователей становится очевидно, что в одних случаях удобнее смартфоны, а в других – планшеты. И выбор класса устройств для сотрудников – не всегда простая задача.
Рынок мобильных устройств продолжает расти. Это происходит за счет выпуска новых, более компактных и энергоэффективных мобильных платформ, укрепления позиций основных игроков, появления новых, зачастую революционных, приложений и, конечно же, не снижающегося спроса на планшеты и смартфоны всех мастей.
По оценкам IDC, в четвертом квартале 2013 г. поставки планшетов составят 84,1 млн устройств, что на 30,3% больше, чем в прошлом году. А это значит, что планшеты впервые обойдут по объемам поставок обычные ПК, которых будет продано около 83,1 млн, что на 10% меньше, чем в четвертом квартале минувшего года. В другом отчете аналитической компании говорится, что в 2013 г. впервые смартфоны по объемам поставок превзойдут простые мобильные телефоны; уже в первом квартале их было продано 51,6%. Таким образом, рынок испытывает настоящий бум, влияющий как на стиль общения людей в интернете, так и на корпоративную инфраструктуру.
Корпоративная мобильность
С точки зрения бизнес-пользователя корпоративные устройства должны быть стандартизованы, обеспечены предсказуемым сервисом, и что принципиально важно – поддерживаться соответствующими инфраструктурными и прикладными системами. Кроме того, смартфоны и планшеты – это не просто «железо», это совокупность как такового устройства и установленной на нем программной платформы. Стандартами в данной сфере являются iOS и Android, которые изначально создавались как устройства для потребительского сектора, отмечает Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи».
Прогноз среднего ежегодного роста поставок устройств до 2017 г.
Источник: IDC, 2013
Несмотря на сложности, как крупные, так и небольшие организации испытывают потребность в мобилизации. Ведущим специалистам, чувствующим спрос на свои услуги на рынке труда, не хочется сидеть в офисе и работать в неудобных для него условиях. И поэтому возможность использования мобильных технологий применяется не только для повышения эффективности труда, но и для удержания талантов, которые необходимы в дальнейшем развитии компании. При этом аналитики IDC обращают внимание на то, что традиционные ПК по-прежнему будут иметь большое значение, особенно для бизнес-пользователей.
Внедрение любых категорий устройств в корпоративную среду в первую очередь связано с решением вопросов безопасности, защиты устройств от хищения и управления доступом для сотрудников. Так, многие организации вкладывают значительные средства, чтобы предоставить своим сотрудникам возможность делать больше, находясь как в офисе, так и за его пределами. Например, в компании Arbyte все сотрудники без исключения пользуются мобильными устройствами, получая с них доступ к виртуальному рабочему столу для чтения почты, работы с заказами и прайс-листами. В результате сотрудник не загружает и не хранит на своем смартфоне/планшете никакой важной информации, а данные сессии передаются через защищенное соединение.
В то же время, по мнению Сергея Орлика, виртуальные рабочие столы ограничивают возможность автономной работы пользователей, так как требуют постоянного подключения к тем или иным, зачастую далеко не самым быстрым и стабильным, каналам связи, поэтому полноценные мобильные приложения дают поддерживают более гибкие сценарии использования мобильных устройств.
В контексте существующих тенденций концепция BYOD (Bring Your Own Device) уже не может считаться спорной. Ведь только самостоятельно выбранное устройство может полностью удовлетворять владельца, соответствуя его представлениям о производительности, мобильности и дизайну. При этом ведущие поставщики ПО уже готовы предложить качественные решения для разграничения хранимой информации на личную и корпоративную, а также защиты устройств от кражи и компрометации.
Стиль использования планшета
Источник: IDC, 2013
Впрочем, некоторые считают, что BYOD – это вообще основная тенденция корпоративной мобильности, так как в противном случае вместе со своим планшетом сотруднику придется носить с собой еще один корпоративный. Получается, что нужно иметь с собой сразу несколько устройств, и в случае, если телефон также выдается на работе, портфель будет занят двумя планшетами, а карманы – двумя телефонами. «Мы не закупаем корпоративно смартфоны и планшеты для наших сотрудников. В рамках концепции BYOD наша компания уделяет большое внимание обеспечению безопасности при работе с корпоративной информацией. Мы используем различные мобильные сервисы и приложения, чтобы обеспечить сотрудникам доступ к необходимой для работы информации, организовать их взаимодействие», – отмечает Владимир Валькович, руководитель департамента технического развития и эксплуатации Orange Business Services в России и СНГ.
Смартфонизация
Возможно, рынок планшетов развивается так активно исключительно из-за новизны устройств. Так, по результатам исследования IDC, сегодня наблюдается смещение спроса в сторону планшетов с небольшой диагональю экрана. И если в 2012 г. доля планшетов с диагональю менее 8 дюймов составляла лишь треть от всего количества устройств, то в 2013 году миниатюрных планшетов продается уже 57%. Таким образом, основным драйвером рынка являются сегодня небольшие модели на базе ОС Android, которые отличаются небольшой ценой, а главное – компактностью и предоставляют пользователю возможность носить устройство в кармане.
Использование смартфонов
Источник: J’Son&Partners, 2012
В командировки сотрудники чаще берут ноутбуки, чем планшеты, поскольку функциональность последних весьма ограничена, говорит Александр Лосев, заместитель директора департамента бизнес-консалтинга R-Style. «В остальное время наши сотрудники преимущественно используют смартфоны, так как большинство планшетов не поддерживают функцию телефонного звонка», – уточняет он.
Впрочем, по мере проникновения технологий высокоскоростной мобильной связи все больше планшетов оснащаются модулями 3G и LTE. В отличие от США и Европы в России идет активный рост продаж уже «подключенных» планшетов, но они так и остаются неудобными для разговора. В таких условиях возникает вопрос, не произойдет ли смещение рынка планшетов в категорию смартфонов, возможно, более мощных и с достаточно большим экраном, обладающим хорошим разрешением? «В нашей компании доля смартфоны/планшеты составляет примерно 10 к 1, поскольку современные Android-смартфоны дают почти такие же возможности, что и планшеты, и при этом всегда под рукой, в отличие от планшета, который в карман не положишь, – комментирует Павел Фролов, генеральный директор «Мезон.ру». – Наши системные администраторы разрешают доступ к корпоративным информационным ресурсам и корпоративной IP-телефонии со смартфонов и планшетов пользователей, это очень удобно и позволяет серьезно повысить производительность труда всем заинтересованным сотрудникам «ГНУ/Линуксцентр» и «Мезон.Ру».
Глава компании BlackBerry Торстен Хейнс (Thorsten Heins) также придерживается мнения, что планшет – не лучшая бизнес-модель, и примерно через пять лет можно будет говорить скорее о более мощных смартфонах, так как большой экран востребован скорее на рабочем месте, а не в полевых условиях.
Разные сценарии
Фундаментальное отличие в применении смартфонов или планшетов заключается в типе использовании данной техники. Например, промышленным компаниям, страховщикам, торговым представителям часто нужен дополнительный мобильный функционал, который позволял бы им заключать агентские договора без визита в офис или производить ввод данных о состоянии и параметрах техники, товаров и других параметров. Специфика этой деятельности может потребовать наличия большого планшета, на котором можно легко ознакомиться с документами и, может быть, даже поставить подпись.
В компании «Крок» принципиальных отличий в работе с различными видами мобильных устройств нет. «Наш бизнес не подразумевает специфичных процессов, которые бы требовали от мобильных сотрудников ввода данных в специализированные системы непосредственно на объектах. Основными системами, используемыми на смартфонах и планшетах в компании, являются: электронная почта, CRM, корпоративный портал. Их достаточно для получения нужной информации при общении с заказчиками, – говорит Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений компании «Крок». – Именно поэтому в нашей компании планшеты применяются в работе реже. Их обычно приобретают как дополнительное аппаратное обеспечение для большего удобства работы с корпоративными приложениями».
Впрочем, эксперты считают, что планшеты все же имеют право на «место под солнцем». «Основными деловыми функциями смартфона, с точки зрения пользователя, являются голосовые (в том числе унифицированные, с переброской GSM-звонков в VoIP) и текстовые коммуникации (sms/mms, системы мгновенного обмена сообщениями), а также оперативная работа с электронной почтой. Планшеты, в свою очередь предоставляют пользователям в разы большую полезную площадь экрана, чем смартфоны. По сравнению же с ноутбуками (или тем более ушедшими с рынка нетбуками), планшеты намного компактнее, управляются касаниями, фактически мгновенно готовы к работе и обеспечивают длительную работу без подзарядки. Результат налицо: пользователи ожидают на планшетах не только возможности обработки электронной почты, но и доступ к большинству ресурсов и систем, повседневно используемым ими на ПК – доступ к корпоративным файловым ресурсам, редактирование документов, работа с системами документооборота, отчетами, бизнес-аналитикой, CRM, ERP. Нельзя противопоставлять смартфоны и планшеты. Это дополняющие друг друга устройства, предполагающие все же отличающиеся сценарии использования», – говорит Сергей Орлик.
Еще один класс устройств, который, кстати, аналитики упорно не относят к категории планшетов, – это трансформеры с клавиатурой, которую можно спрятать и использовать систему как планшет. Тем не менее, данная категория оказывает давление на планшеты с другой стороны, нежели смартфоны, создавая достойную альтернативу для работы с документами на экранах большего размера. «В компаниях, где я работал, из наиболее мобильных устройств люди чаще пользуются смартфонами, поскольку они одновременно являются телефонами и всегда оказываются собой, – говорит Дмитрий Сытин, ex-CIO интернет-ритейлера «Утконос». – Планшеты находят применение на совещаниях, но также крайне редко. В реальных условиях люди обычно пользуются ультрабуками, ведь на ноутбуке можно и нужные материалы найти, и полноценное ПО использовать, а с мышью и обычной клавиатурой гораздо удобнее решать бизнес-задачи».
Андрей Шуклин
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3583