Статья

Что требуется корпоративным пользователям планшетов

MobileB2B

Множество сотрудников в своей деятельности использует мобильные устройства, их число постоянно увеличивается. Но возможность выполнения многих рабочих задач на них осложнена, из-за чего пользователи часто используют потребительские сервисы, тем самым развивая «теневые» ИТ и угрожая безопасности данных.

Широкий круг сотрудников, будь то топ-менеджеры, руководители среднего звена, линейный персонал, продавцы, консультанты, менеджеры проектов, использует в своей деятельности планшеты в деловых целях. Их общие потребности при этом, как ни странно, просты. Во-первых, − доступ к корпоративной системе электронной почты, которая включает в себя не только письма, но и адресную книгу, календари, задачи. Во-вторых, – работа с файлами. Востребованность других систем, таких как электронный документооборот, мгновенные коммуникации, мобильная аналитика и оперативная отчетность, конкретные корпоративные информационные системы, уже зависит от профиля деятельности того или иного сотрудника. Первая задача достаточно успешно решена, например, в Good for Enterprise (включает также интранет-браузер) и Citrix WorxMail.

Проблемы доступа к данным

А вот доступ к файлам, размещенным на корпоративных ПК пользователей и множестве интранет-ресурсов, как ни странно, до последнего времени был на планшетах крайне осложнен. Об этом зачастую вспоминают, лишь попадая в ситуацию необходимости открыть документ «здесь и сейчас», когда начинают звонить коллегам и искать, у кого есть соответствующий доступ. В корпоративной среде распространен Microsoft SharePoint, предоставляющий необходимый веб-доступ, но с ним неудобно работать на iPad или Galaxy Note. Вопросов, связанных с доступом к корпоративным файловым ресурсам, много: как синхронизировать документы с рабочим ПК, как достучаться до библиотеки SharePoint, открытой только в интранет, как получить доступ к общей папке Windows, сидя на внешней встрече или находясь в командировке.

ИТ-департаменты, убежденные традиционными вендорами и интеграторами в универсальности терминальных VDI-решений, предлагают корпоративным пользователям виртуальные рабочие столы как ответ на все вопросы. Однако требование постоянного онлайна, хорошего канала связи и лупы в качестве «удобного инструмента» для попадания пальцем в кнопки Windows-интерфейса уже сформировали отрицательное отношение корпоративных пользователей к таким решениям. И гигабайты корпоративных документов пересылаются сотрудниками самим себе по электронной почте, размещаются в потребительских файловых сервисах вроде Dropbox, Google Drive, Яндекс Диск, Microsoft SkyDrive и др.

Удовлетворяют ли они пользователей? Потребности обычного пользования в складывании личных данных, например, фотографий, удовлетворяют полностью, потому и так популярны. А вот с деловым применением сложнее. Есть продукты, повторяющие Dropbox, а позиционируемые для корпоративного пользователя. Но простое копирование примитивного базового функционала и пользовательского интерфейса потребительских приложений и сервисов не дает пользователям ожидаемой ценности. В контексте своей работы потребители, использующие планшеты как дополнение к ПК, перечисляют целый спектр пожеланий. Среди них значатся: навигация по папкам подобно тому, как это в реализовано проводнике Windows; работа сразу с несколькими документами; файловый менеджер и офисный пакет; просмотр офисных документов, изображений, многостраничных сканов документов, мультимедиа файлов; синхронизация файлов с ПК по аналогу с сервисом Dropbox; работа в офлайне; интерфейс, удобный для работы пальцами.

Также остро стоит вопрос информационной безопасности, касающийся не только периодически случайно открываемых всем данных, как это уже не раз случалось с Dropbox. В разделе «Ваше содержание в Службах» «Условий использования Google» значится: «Загружая или иным образом добавляя материалы в наши Службы, вы предоставляете компании Google и ее партнерам действующую во всем мире лицензию, которая позволяет нам использовать это содержание, размещать его, хранить, воспроизводить, изменять, создавать на его основе производные работы… Указанная лицензия будет действовать и после того, как вы откажетесь от использования Служб…». И все это на фоне постоянно усиливаемой защиты периметра корпоративной сети, включения в него систем контентной фильтрации, ограничения доступа во внешние социальные сети и внедрения дорогостоящих систем DLP (Data Leak Preventions).

Можно сформулировать типовые требования безопасности к корпоративным системам мобильного файлового доступа. В них входят: использование единой корпоративной учетной записи пользователя и связанных с ней полномочий; централизованное управление доступом на основе ролей и групп пользователей; безопасность доступа и управление ограничениями на отправку файлов «вовне» для предотвращения утечек информации; возможность мониторинга поведения системы и пользовательских действий; журналирование событий и операций.

Мобильный клиент MobileSputnik

Эти соображения по функционалу, пользовательскому интерфейсу и требованиям корпоративных ИТ и ИБ легли в основу решения MobileSputnik. Он решает задачу безопасного и управляемого доступа сотрудников к корпоративным файловым ресурсам.

Мобильные клиенты MobileSputnik для планшетов на iPad и Android изначально спроектированы с учетом работы со множеством различных корпоративных файловых источников и документов. Многоэкранный интерфейс позволяет легко перемещаться по подключенным файловым ресурсам: общим папкам, библиотекам документов в Sharepoint и сложной файловой структуре в стиле проводника Windows, к которому привыкли корпоративные пользователи. Возможность открывать и работать с несколькими документами, в любой момент времени переключаться в режим редактирования документов Word, презентаций PowerPoint и таблиц Excel с использованием встроенной в MobileSputnik технологии офисного пакета Polaris Office отвечает потребностям подавляющего большинства пользователей планшетов по работе с документами.

В свою очередь веб-клиент MobileSputnik функционирует в современных HTML 5 браузерах на устройстве любого форм-фактора: от ПК под Windows, Mac OS X и Linux до смартфонов, будь то iPhone, Windows Phone или Android.

При этом и мобильные приложения, и веб-клиент MobileSputnik работают с корпоративными файловыми ресурсами по безопасному каналу подключения через сервер MobileSputnik. Интеграция с Active Directory в сочетании с поддерживаемыми политиками предотвращения утечек информации, определяемыми на сервере MobileSputnik, обеспечивает все преимущества использования стандартной корпоративной учетной записи пользователя в службе каталогов, включая авторизацию, проверку и применение соответствующих прав доступа и т.п. Сам сервер состоит из нескольких компонент-сервисов, которые могут быть распределены между демилитаризованной зоной и интранет даже в сложных сетевых топологиях, предоставляя безопасный и гибкий доступ к бизнес-документам в уже существующей ИТ-инфраструктуре в рамках периметра информационной безопасности. При этом сервер MobileSputnik предоставляет ИТ и ИБ соответствующие инструменты управления, мониторинга и журналирования работы с деловой информацией. Совместимость с современными VPN, включая сертифицированные СКЗИ ViPNet, возможность управления группами пользователей с применением соответствующих профилей политик и другие средства MobileSputnik делают его по-настоящему корпоративным решением.

А для пользователей ПК MobileSputnik предлагает приложение-агент, позволяющее синхронизировать файлы на ПК с внутрикорпоративным «облаком», управляемым сервером MobileSputnik. Таким образом, привычный и столь любимый мобильными пользователями сценарий Dropbox перенесен в корпоративную среду и позволяет ИТ-департаментам предложить сотрудникам полнофункциональную и более эффективную альтернативу потребительским сервисам с одновременным повышением уровня информационной безопасности.

Решения для планшетов востребованы

Да, решение есть. Осталось лишь дать ответ на вопрос, пришло ли время для таких решений и будут ли востребованы инвестиции в мобилизацию работы корпоративных пользователей. Для этого достаточно измерить трафик обмена данными с известными потребительскими сервисами. Но есть и другие аргументы. Исследования аудитории пользователей планшетов в мире показывают весьма однозначные результаты. Больше 30% пользователей уже применяют свои планшеты для работы – BYOD стал фактом жизни (Forrester). Сейчас в мире уже 1 млрд мобильных информационных работников, их число постоянно увеличивается (мобильными работниками IDC считает тех, кто больше 20% своего рабочего времени находится за пределами своего физического рабочего места). В 2017 г. продажи планшетов в год составят более $400 млн, из которых $70 млн. будут приобретены в рамках корпоративных закупок (Juniper Research, IDC, Gartner).

В России продажи планшетов в 2013 г. за первое полугодие составили более 2,5 млн штук (Евросеть), только в 3 квартале их было продано уже 4,5 млн («Связной»). По итогам 9 месяцев Россия вошла в мировой Топ-3 по поставкам планшетов, по данным IDC, уступив США и Китаю. Отсутствие поддержки корпоративных пользователей планшетов, молчание в ответ на их потребности может привести только к одному – «теневые» ИТ (Shadow IT), никак не управляемые и неподконтрольные корпоративным ИТ/ИБ службам, в какой-то момент времени просто взорвутся, и этот взрыв может оказаться катастрофическим не только для отдельных руководителей, но для самого бизнеса, ради которого и существуют корпоративные ИТ. «Помни о пользователе и не навреди бизнесу» − это своеобразное переложение клятвы Гиппократа надо не забывать корпоративным ИТ, часто забывающим первую, а то и обе его части.

Сергей Орлик