Статья

Мобильные технологии на CNews FORUM 2015: куда приведут мировые тренды

Интеграция MobileB2B
мобильная версия

На мобильный бизнес сегодня влияют смежные тренды, такие, как облака и интернет вещей. Взаимопроникновение технологий порождает новые сервисы, которые еще недавно были бы невозможны. О путях «мобилизации» говорили участники секции «Мобильный бизнес», прошедшей 12 ноября в рамках CNews FORUM 2015.

Сергей Халяпин: Внедрять мобильные технологии без тщательно проработанных вопросов безопасности опасно

Сергей Халяпин, главный инженер, Citrix, рассказал CNews об основных принципах организации корпоративной мобильности.

CNews: Какие основные ИТ-задачи решаются при организации мобильного доступа сотрудников к корпоративным ресурсам?

Сергей Халяпин: На самом деле такая постановка вопроса не совсем корректна. Любой ИТ-проект, особенно в сложных текущих условиях, в первую очередь должен решать задачи бизнеса и только во вторую или третью очередь обеспечивать решение ИТ-задач. Из бизнес-задач наверное следует выделить организацию новых типов рабочих мест, ускорение обмена информации, повышение ее точности, обеспечение возможности безопасной удаленной работы для сотрудников. Дальнейшие уточнения уже будут связаны со спецификой той или иной сферы бизнеса.

CNews: Какую роль играет организация ИБ при работе с мобильными сотрудниками?

Сергей Халяпин: Внедрение корпоративной мобильности должно осуществляться ИТ-отделом в самом тесном контакте со службой информационной безопасности, так как традиционные механизмы обеспечения безопасности плохо работают при использовании мобильных устройств, облачных сервисов, при применении гаджетов, рассчитанных на потребительский рынок, а не корпоративную среду. Поэтому для успешного внедрения мобильности требуется переоценивать имеющиеся подходы, создавать новые политики, применять новые решения, а это возможно только при совместной работе двух департаментов. Помимо задействования программно-аппаратных решений обеспечения ИТ-безопасности также придется применять и административные меры в виде как минимум правил, под которыми должна будет стоять подпись сотрудника. Таким образом приступать к внедрению технологий мобильности без тщательно проработанных вопросов безопасности опасно, возможны большие риски для организации.

CNews: Какие требования вы предъявляете к корпоративным мобильным приложениям?

Сергей Халяпин: Тут необходимо понимать, что под словом «мобильные приложения» могут скрываться разные технологические подходы, начиная от «настоящих» мобильных приложений, написанных под ту или иную мобильную операционную систему, так и веб-приложения, которые можно запустить с помощью мобильного браузера, Windows-приложения и десктопы, доступ к которым организуется с помощью решений терминального доступа и виртуализации десктопов, а также обычные приложения, подвергнутые модификации той или иной глубины.

Если абстрагироваться от технологий, то корпоративные мобильные приложения должны обеспечивать пользователю – удобную, комфортную и безопасную работу с устройств разных форм-факторов, с учетом специфических особенностей этих устройств. Конечная цель внедрения любой технологии – обеспечить высокую производительность труда для сотрудников компании. А уже методы реализации будут выбираться исходя из целого ряда факторов, таких как жизненный цикл имеющегося ПО, наличие бюджета, наличие в штате специалистов по разработке, доступ к исходным кодам имеющихся приложений, требования бизнеса к функциональности приложений и множества других. Так что однозначным советом тут может быть только один – проводите анализ потребностей и имеющихся возможностей.

CNews: Нужно ли разрешать BYOD? Какой эффект даст бизнесу осознанное применение мобильности?

Сергей Халяпин: Разрешать BYOD нужно, однако предварительно стоит провести оценку имеющейся инфраструктуры, ограничений с точки зрения ИБ и регулирующих органов, финансовые возможности, а также наряду с BYOD рассмотреть вариации данного подхода – CYOD, COPE и др. Применение мобильности должно быть оправданно с точки зрения бизнеса и экономического эффекта. С помощью осознанного применения мобильности можно получить конкурентные преимущества, возможность быстрой реакции на изменяющиеся условия на рынке, способность компании качественно и с наименьшими затратами обслужить своего заказчика максимально близко к его местонахождению. Применение мобильности может также привести к экономии средств на аренде офисных площадей, так как мобильному сотруднику офис «не нужен», поскольку при правильной организации рабочего процесса сотрудник получает возможность работы практически везде, где есть подключение к сетевой инфраструктуре, в том числе и к сетям мобильных операторов по мобильным протоколам 3G, 4G, LTE etc.